Гексаграмма 5 кто эти трое людей. Трактовка знака Вэнь-ваном
В данной гексаграмме нижняя первичная триграмма, Небо, носит еще альтернативное название - «творчество», потому что его главная характеристика - творить, создавать. Оно предполагает активность, движение и положительную силу. Над ним - Вода, которая символизирует опасность и тем самым препятствует активности. Следовательно, пятая гексаграмма говорит о необходимости ждать, чтобы избежать опасности.
Ждать подходящего момента - один из ключевых признаков И-Цзин, в данной ситуации ему придается особое значение.
Принципиально откажитесь от активной деятельности, обуздайте свое нетерпение и спокойно ждите более подходящего момента, прежде чем основательно приняться за какое-либо дело.
Будьте решительны, чтобы добиться такого отношения, и подавляйте желание действовать поспешно, поскольку из-за напористости вы прямиком упадете в пропасть и в результате потерпите неудачу и страдания.
Тем не менее, если вы осмотрительно продолжаете движение вперед, шаг за шагом, у вас появится возможность добиться цели позднее. Такой же совет дают ядерные триграммы - Огонь и Водоем - символизирующие тепло и радость. Поэтому настойчиво придерживайтесь совета гексаграммы. Когда мудрец стоит на берегу разливающейся реки, он подождет, пока сойдет уровень воды, чтобы спокойно ее перейти.
Желание
Сейчас его нельзя осуществить. Если вы мудро подождете, то вскоре обратите вещи только себе на пользу.
Любовь
Поддерживайте и терпеливо подпитывайте взаимоотношения. Будьте честны и можете рассчитывать на удачу. Нетерпеливость приведет к разрыву, за которым последует унижение.
Брак
Преграды, отсрочки и ожидание. Единственный шанс на успех - «забег на длинную дистанцию». Если вы прислушаетесь к совету и поведете себя надлежащим образом, то брак осуществится.
Беременность, роды
Есть шанс, что период беременности продлится дольше обычного. Не будет никаких проблем. Касательно пола ребенка, шансы пятьдесят на пятьдесят.
Состояние здоровья
Заболевания брюшной полости, кишечника, крови и мозга. Долгосрочное заболевание.
Переговоры, споры, судебный процесс
Обстоятельства складываются не в вашу пользу. Идите на компромисс, если такое возможно. Если нет - откажитесь полностью от этого дела или отступите.
Путешествие
Прежде чем вы начнете путешествие, произойдет много отсрочек.
Экзамен, испытание
Хуже ожидаемого. Вы должны лучше подготовиться.
Работа, бизнес, специализация
Ждите лучшей возможности.
Погода
Облачно, позднее дожди.
Счастливый цвет
Ярко-желтый, черный.
Счастливые числа
1, 5, 6
Изменяющиеся черты
Шестая
Покою настал конец, проблемы возникают отовсюду. Возможно, вы чувствуете, что в безнадежной ситуации. Не падайте духом; помните: обычно темно перед рассветом. Помощь придет внезапно, и ситуация переменится к лучшему, если вы сможете распознать поддержку. Так что будьте полностью открыты.
Пятая (доминирующая)
На настоящий момент ожидаются трудности. Но помните, что это временное состояние дел. Используйте этот период, чтобы пересмотреть ситуацию спокойнее и объективнее. Во время этого спокойного периода вы должны осознавать, что проблема еще не решена, что трудности снова дадут о себе знать, и что вам все еще нужно приложить много усилий, чтобы добиться помощи.
Четвертая
Вы выжидаете в самом центре хаоса. Любые попытки сопротивляться проблеме только ухудшат положение вещей. Незамедлительно, стараясь не привлекать внимания, выйдите из этой ситуации.
Третья
Вы начинаете сомневаться, что можно достичь чего-то стоящего, находясь на Правильном Пути. Тревога заставляет вас совершать преждевременные поступки, из-за которых вы становитесь уязвимыми к новым нападкам. Ситуация не из простых, потому что вы слишком щепетильны. Ваша единственная защита - чрезвычайная осторожность и устранение таких низких элементов, как сомнение и страх.
Вторая
Попытки достичь намеченной цели только приведут к новым трудностям. Есть шанс, что о вас пойдут неприятные слухи. Если такое случится, не пытайтесь оправдаться. Отдалитесь от ситуации и достигнете внутреннего спокойствия. Правда в итоге всплывет наружу.
Первая
У вас может сложиться впечатление, что надвигается серьезная проблема, и это чувство приносит вам беспокойство. Подготовьтесь к этому, но не берите в голову воображаемые опасные последствия. Лучше оставайтесь спокойными внутри. Уступая место такому низкому элементу, как страх, вы только подрываете свою силу. Следовательно, отбросьте его и живите как обычно.
Китайскую гексаграмму №5 «Необходимость ждать» из книги Книги Перемен «И-Цзин» я бы сравнила с картой Старшего Аркана таро - Повешенный.
В одной своей старой статье «Дракон нетерпеливости» я писала о том, с чем борются и эта гексаграмма и эта карта - а именно я писала о нашем неумении ждать, нашим неумении жить в согласии с природными ритмами - и о психологических причинах этого неумения.
Однако, древние китайцы тоже посвятили этой проблеме целую главу великой книги (то есть целую гексаграмму), а это значит, что НЕУМЕНИЕ ЖДАТЬ являлось извечной проблемой человечества, что проблема эта не возникла «в европейском мегаполисе лет эдак сто назад»...
Ну, никто так и не думал... Однако, давайте вернёмся к китайцам и к гексаграмме №5 «Необходимость ждать».
Необходимость ждать. Повешенный
Две стрелы в одну мишень.
Вот как выглядит эта гексаграмма:
Что же пишут древние комментаторы человеку, которому выпала гексаграмма №5 «Необходимость ждать».:
«Будет приход трёх неторопливых гостей. Если отнесёшься к ним с уважением - в конце получишь счастье».
Кто эти загадочные «неторопливые гости»?
По-разному толкуют культурологи и психологи, работающие с гексаграммами «И-цзин», этот текст.
Как Три месяца долгой зимы.
Как Три триместра беременности.
Как Три волшебных задания, которые задают Герою в сказке злодеи и вздорные принцессы, и которые нужно терпеливо выполнить...
«Стойкость - к счастью» продолжает древний китайский комментатор.
Для человека свойственно стремление к ускорению процессов и событий.
Это - его болезнь, извращение правильного порядка вещей.
Есть такая поговорка, которую любят противники тайм-менеджмента и авральных работ:
«Если собрать вместе девять беременных женщин и заставить их «быстро и как следует» потрудиться - Вы всё равно не получите готового младенца. Готового младенца Вы получите, если возьмёте всего одну беременную женщину и спокойно ПОДОЖДЁТЕ девять месяцев, заставив потрудиться - время».
Для того, чтобы человечеству снова войти в единый ритм с Природой, оно должно приучить себя к Спокойному Ожиданию.
Очень точно определил сущность человека в контексте обсуждаемой проблемы психолог и сказкотерапевт Дмитрий Соколов.
Он сказал, что человек (со времён Фауста, а то и раньше)охвачен страстью к мгновенной магии...
«Мгновенная магия» - убивает, она необычайно вредна, потому что исходит из рук Мефистофеля.
В лучшем случае, мгновенная магия - это просто дешёвый балаганный трюк.
Но мы всё равно охвачены страстью к «мгновенной магии», нам всегда нужны быстрые, видимые результаты...
- Мой ребёнок уже год ходит на танцы - почему у неё не фигура балерины?
- Я заплатила 1000 рублей за сеанс антицеллюлитного массажа - почему я не вижу результат в зеркале немедленно?
- Я купила книжку по симорон и снисходительно пролистала её на работе. Почему мне не посыпались на голову денежные чудеса?
- Я учусь рисовать уже целых три занятия. И до сих пор не могу нарисовать похожий портрет...
Для того, чтобы обрести качество окружающих нас вещей и процессов, здоровье и долголетие, да и в конечном итоге - счастье, человеку нужно научиться ЖДАТЬ.
Как использовать гексаграмму № 5
Если Вам предстоит действительно долгое ожидание или если Вы всё-таки по доброй воле решили научиться ждать - повесьте на видном месте изображение гексаграммы №5. И не забудьте про трёх «неторопливых» гостей...
А ниже Вашей гексаграммы напишите японскую поговорку:
«Быстро» - это «медленно»+«постоянно».
Обладателю правды - изначальное свершение. Стойкость - к счастью. Благоприятен брод через великую реку.
Ожидание на окраине. Благоприятно применение постоянства. Хулы не будет.
Ожидание на (прибрежном) песке. - Предстоят незначительные разговоры. В конце концов - счастье.
Ожидание в тине. - Близится приход разбойников.
Ожидание в крови. - Выйди из пещеры.
Ожидание за вином и яствами. - Стойкость к счастью.
Войдешь в пещеру, и будет приход трех неторопливых гостей. - Отнесись к ним с уважением, и в конце концов будет счастье.
Название
Сюй (Необходимость ждать): заботиться, присматривать, служить; обеспечивать необходимое; ждать, медлить, сомневаться; иметь терпение и сосредоточенность; пережидать дождь. Иероглиф изображает дождь и знак, обозначающий одновременно остановку и источник. Это подразумевает необходимость ожидания.
Образный ряд
Это время для ожидания и изучения обстановки. Выясните, что требуется в данной ситуации. Ждите подходящего момента для действия. Связь с духами (изначальное свершение) обеспечит успех. Путь открыт (счастье). Вскоре настанет подходящее время, чтобы вступить в реку жизни со своей целью, начать проект или основать предприятие. Не жалейте времени на оценку событий, тщательно выполняйте все текущие дела. Разделение еды и питья с другими людьми находится в гармонии с духом этого времени. Это не время для выступления вперед, отстаивания принципов или покорения горных вершин. Ситуация насыщена благотворным отдыхом, душевным спокойствием, довольством и гармонией. Имейте терпение. Ожидание может привести к славе и великим свершениям.
Внешний и Внутренний миры
Вода и НебоВнутренняя сосредоточенность противостоит внешней опасности через бдительное ожидание.
Ожидание содержит в себе скрытую возможность разрешения внутренних конфликтов.
Последовательность
Незрелое нуждается в питании и поддержке. Осознание этого подразумевает необходимость ждать.
Определение
Ожидание означает отсутствие выступления.
Образ
небо, затянутое облаками.Символ
тучи сгущаются, но дождь не идет.
Облака закрывают небо. Ожидание.
Благородный человек ест и пьет для отдыха и радости.
Линии гексаграммы
Вначале девятка
Ожидание на окраине.
Благоприятно постоянство деятельности.
Хулы не будет.
Ожидание предшествует началу действия. Это преддверие познания, когда необходимо постоянство в усвоении пройденного. Никто не может упрекнуть вас в медлительности.
Девятка вторая
Ожидание на прибрежном песке.
Предстоят незначительные разговоры.
В конце концов - счастье.
Ожидание на берегу отражает внутренние сомнения и борьбу между старым и новым. Вас окружают незначительные люди и незначительные разговоры. Приспособьтесь к этому. Переждите ситуацию, и путь будет открыт (счастье).
Девятка третья
Ожидание в тине.
Близится приход разбойников.
Вы сделали шаг вперед и теперь находитесь в опасности. Уязвимость позволяет косности и мраку (разбойникам) получить преимущество перед вами. У вас еще есть время, чтобы обдумать это предостережение.
Шестерка четвертая
Ожидание в крови.
Выход из пещеры.
Напряженность возрастает до такой степени, что ее можно выразить лишь образом кровавого боя. Выход из ситуации можно сравнить с выходом из пещеры; из тьмы - к свету осознания.
Девятка пятая
Ожидание за вином и яствами.
Стойкость - к счастью.
Преодоление кризиса сменяется периодом отдохновения. Пируя с другими, вы сокращаете время ожидания. Спокойствие приходит с опытом. Путь открыт (счастье). Достойное отделено от недостойного.
Наверху шестерка
Войдешь в пещеру.
Будет приход трех неторопливых гостей.
Почтишь их - в конце концов будет счастье.
Время ожидания окончено. Пройдя через мрак к свету, вы получили возможность без ущерба вернуться обратно для глубоких размышлений. Этапы ожидания оживают в памяти как неторопливые гости. Они могут принять облик реальных людей, и, оказав им почтение, вы получите ответы на свои вопросы.
Ассоциативное толкование
- Полная луна означает перспективу очень успешной карьеры.
- Ворота означают, что небо всегда оставляет дверь открытой.
- Человек, держащийся за хвост дракона, означает «стараться достичь успеха, держась за фалды великого мастера».
- Монах-регистратор означает, что вами будет руководить заслуженная личность.
- Могила означает, что двенадцать - счастливое число.
Ожидание. Если вы искренни, придет великий успех. Стойкость - к счастью. Благоприятное время для пересечения великой реки.
- Это гексаграмма августа. Она хороша для весны и зимы.
- Вода (верхняя триграмма) испаряется и становится тучами в небе. Крестьянин ждет, чтобы тучи стали дождем. Но для этого необходимо время.
Объяснение отдельных яо по Чжоу-гуну.
Первое яо.
Начальная девятка. Ожидание на лугу. Хорошо продолжать с тем, что у вас есть в настоящий момент. Это - правильный подход.
- Подождите немного, поскольку нужное время еще не пришло.
- Отложите свой только что задуманный план.
- У вашего партнера неприятность, он или она не может дать вам то, что вы просите.
Второе яо.
Девятка вторая. Ожидание на песке у реки. Пущена неприятная сплетня. В конце концов Будет удача.
- У вашего друга может быть неприятность; не впутывайтесь в это.
- Когда видна чистосердечная самоотверженность, весь мир посторонится, чтобы дать вам пройти.
- Успокойтесь. Не вступайте в тяжбу.
Третье яо.
Девятка третья. Ожидание в грязи, враг приближается.
- Вы встречаете общее противодействие по причине своей беззаботности.
- Если не позаботитесь о себе, встретитесь с бедностью и Ваша подруга нашла новую любовь.
Четвертое яо.
Шестерка четвертая. Ожидание в крови. Попытайтесь выбраться из ямы.
- Не пытайтесь прибегать к насилию.
- Ситуация очень опасная. Надо стоять спокойно и позволить судьбе выбрать свой курс.
- Пациенту нужна операция.
Пятое яо.
Девятка пятая. Ожидание за едой и питьем. Настойчивый получит удачу.
- Спокойно ждите хороших новостей.
- Хорошая пища для вас сейчас - не роскошь.
- Вы поправитесь от болезни.
Шестое яо.
Верхняя шестерка. Падение в яму. Появляются три нежданных гостя. Развлеки их, и в конце концов будет удача.
- Ожидание окончено. Для продвижения вперед в этой ситуации нужно принять меры предосторожности.
- Если мы идем втроем, по крайней мере один из остальных двух годится для того, чтобы стать моим учителем в какой-либо сфере.
- Три года тяжелой работы увенчаются успехом.
Общее толкование по Ю.Шуцкому
В процессе развития недоразвитых именно с особой силой выступает необходимостью планомерности и выдержки, т.е. «необходимость ждать». И по поводу самовоспитания, - одного из видов воспитания вообще - Мын-чзы приводит следующую притчу: «Необходимо (все время) работать (над собой), но не (рассчитывать на) непосредственный успех. Пусть сознание и не забывает об этом деле, и не «помогает росту». Не надо быть таким, как один человек из удела Сун, который был удручен тем, что его всходы не растут, и стал их вытягивать. Много так потрудившись, он вернулся домой и сказал домашним: «Как я сегодня устал! Я помогал всходам расти». Его сын побежал смотреть на всходы, а они уже засохли. Мало кто в мире не «помогает» так расти». Однако здесь имеется в виду не пассивное ожидание благоприятных обстоятельств, а, наоборот, самая активная подготовительная деятельность: нижняя триграмма - это «творчество», которое пока сосредоточено внутри и еще не проявляется вовне, ибо оно окружено туманом и облаками (верхняя триграмма - внешний мир - вода). Если каждое событие имеет свою причину, то, правильно создавая причины будущих событий, мы готовим их правильную реализацию. Творя правду теперь, ее реализацию можно предоставить будущему, когда она сама собой проявиться. Поэтому на данной ступени существенным является «обладание», и тогда ее «блеск», ее очевидность будет развиваться сама собой. При таком распределении деятельности сама «необходимость ждать» приобретает несколько иной смысл, и именно здесь уместно указание на ее конечный результат, на возможность предпринять крупное и серьезное дело - переправляться через великую реку - через весь поток человеческой жизни, чтобы плодотворно достигнуть высшего идеала человеческого совершенства. Этот образ находит себе поддержку и в самой гексаграмме: со всей полнотой внутренних сил творчества, мужества и ясности перед водной опасной пучиной окружения - и решительно двинуться в нее. Это мысли в тексте выражены так: Необходимость ждать. Обладай правдой. Тогда блеск ее разовьется, и стойкость будет к счастью. Благоприятен брод через великую реку.
В каждом человеке заложена способность к новым актам познания. Но до сих пор, пока они существуют лишь совершенно латентно, процесс нового познания еще не начался, и здесь еще неуместно говорить о какой бы то ни было необходимости ждать. Еще нечего ждать. Но как только процесс познания приведен в действие, так сразу же необходимо считаться с закономерностью ритма, в которой он протекает, для успешности и результативности его развития. Первые же этапы в процессе нового познания состоят в основательном усвоении уже известного предшественникам. Поэтому здесь идет речь еще не о личном познании, а об изучении того, что может быть почерпнуто из книг или из учительской традиции. Конечно, это никак не должно подменять подлинного самостоятельного акта познания, ибо это лишь преддверие, предместье познания. Тем не менее, это совершенно необходимая ступень. Не только нельзя миновать ее, но даже торопливость и нетерпение на этой ступени могут оказать лишь пагубное влияние на весь процесс. Наоборот, в этой Необходимости ждать - постоянство в деятельности усвоения уже известного приносит самые благие плоды. И на данной ступени никак нельзя упрекать человека в медлительности, ибо она вытекает из постоянства, из самой необходимости ждать. Само собой ясно, что личная борьба с ошибочными и ложными взглядами здесь немыслима. В тексте это выражено следующими словами: В начале сильная черта. Ожидание в предместье. Благоприятствует постоянству деятельности. Хулы не будет.
На следующей, второй ступени требуется нечто большее, чем простое интеллектуальное усвоение того, что уже известно. Здесь человек уже должен сам выйти к непосредственному данному миру и вступить с ним в соприкосновение как пассивно - в созерцании, так и активно - в моральной деятельности, проистекающей из познания. Сомнения здесь уже должны быть преодолены. Но именно из-за этого волевого усилия к новому познанию возмущается и противится этому импульсу все косное и инертное в человеке. Поэтому здесь лишь, на берегу, на познания, Необходимость ждать характеризуется тем, что возникнут «небольшие толки», некоторый спор между импульсом к новому познанию и косностью накопленного опыта. Но подлинное умение выждать и переждать здесь, в конце концов, приводит к счастью. В тексте об этом говорится так: Сильная черта на втором месте. Ожидание на (прибрежном) песке. Будут небольшие толки. В конце концов - счастье.
Для окончательного усвоения нового познания необходимо выждать, пока приобретенное знание не станет столь же естественным и непроизвольным, как, например, чувственное восприятие. Если предыдущая ступень может быть уподоблена ожидания на берегу, то здесь сделан еще шаг вперед, еще ближе к реке (которая символизирована верхней триграммой «вода» - «река»). Здесь - ожидание в илу. Здесь все отрицательное, все силы косности и мрака выступают во всей своей мощности. Именно здесь их необходимо преодолеть, но для этого надо сначала предостеречь об их наступлении. Такое предостережение мы и находим в тексте: Сильная черта на третьем месте. Ожидание в илу. Надвигается приход разбойников.
При благоприятном исходе кризиса, выраженного в предыдущей позиции, дальнейшее движение выражается в совершенно особой форме необходимости ждать. Это не пассивное ожидание, а творческое, активное ожидание, исполненное внутренних сил, приобретенных на предыдущих ступенях. Здесь, чтобы приобретенное знание пронести в будущее, необходимо защитить его и отвоевать его от всех противоборствующих сил. В кажущемся спокойствии ожидания в действительности протекает столь интенсивная деятельность, что она может быть выражена лишь в образе кровавого боя. Уже не на прибрежном песке, не в илу приходится здесь ждать своего часа: здесь - ожидание крови. Но только оно дает возможность выйти из темной пещеры незнания в открытый и ясно воспринимаемый мир. Текст облекает это в следующие образы: Слабая черта на четвертом месте. Ожидание в крови. Выход из пещеры.
Выиграв бой предыдущей ступени, человек приходит к той стадии ожидания, на которой стираются грани положительного и отрицательного. Все уже завоевано, все уже достигнуто. Обобщено и прежде добытое знание, и содержание нового акта познания. Наступает момент успокоения, тот момент, когда нет нужды в деятельности, когда возможен спокойный пир, за которым проходит время ожидания. Здесь нужна лишь спокойная целеустремленность. Уже благодаря ей одной гарантировано счастье. Это возможно лишь благодаря тому, что было положительно приобретено на предыдущих ступенях. В тексте по этому поводу сказано следующее: Сильная черта на пятом месте. Ожидание за вином и явствами. Стойкость - к счастью.
Полное новое познание достигнуто. Более того: оно окончательно освоено. Это дает возможность не только знать, но и мочь. То, что прежде было личной ограниченностью, не в состоянии больше ограничивать. То, что прежде казалось темной пещерой, из которой необходимо вырваться на свет, не омрачает больше. Человек правильно прожил время необходимости ожидания. Он получил доступ к вершинам познания мира, и тем самым он приобрел возможность без ущерба для себя опуститься в мрачный глубины мира. И именно в них к нему возвращаются творческие силы, накопленные на первых трех подготовительных ступенях ожидания. Их действие отражает в себе характер всего этого времени ожидания. Они приходят, как три неторопливых гостя. Необходимо отнестись к ним с полным уважением, ибо от них зависит конечный успех. Это силы молодости, которые получают возможность повторно проявиться в старости, чтобы создать завершение единства биографии человека. Эти мысли текст выражает в нормальной для нашего памятника образности: Наверху слабая черта. Войдешь в пещеру. Будет приход трех неторопливых гостей. Почтишь их, - и в конце концов будет счастье.
В процессе развития недоразвитых именно с особой силой выступает необходимостью планомерности и выдержки, т.е. «необходимость ждать». И по поводу самовоспитания, - одного из видов воспитания вообще - Мын-чзы приводит следующую притчу: «Необходимо (все время) работать (над собой), но не (рассчитывать на) непосредственный успех. Пусть сознание и не забывает об этом деле, и не «помогает росту». Не надо быть таким, как один человек из удела Сун, который был удручен тем, что его всходы не растут, и стал их вытягивать. Много так потрудившись, он вернулся домой и сказал домашним: «Как я сегодня устал! Я помогал всходам расти». Его сын побежал смотреть на всходы, а они уже засохли. Мало кто в мире не «помогает» так расти». Однако здесь имеется в виду не пассивное ожидание благоприятных обстоятельств, а, наоборот, самая активная подготовительная деятельность: нижняя триграмма - это «творчество», которое пока сосредоточено внутри и еще не проявляется вовне, ибо оно окружено туманом и облаками (верхняя триграмма - внешний мир - вода). Если каждое событие имеет свою причину, то, правильно создавая причины будущих событий, мы готовим их правильную реализацию. Творя правду теперь, ее реализацию можно предоставить будущему, когда она сама собой проявиться. Поэтому на данной ступени существенным является «обладание», и тогда ее «блеск», ее очевидность будет развиваться сама собой. При таком распределении деятельности сама «необходимость ждать» приобретает несколько иной смысл, и именно здесь уместно указание на ее конечный результат, на возможность предпринять крупное и серьезное дело - переправляться через великую реку - через весь поток человеческой жизни, чтобы плодотворно достигнуть высшего идеала человеческого совершенства. Этот образ находит себе поддержку и в самой гексаграмме: со всей полнотой внутренних сил творчества, мужества и ясности перед водной опасной пучиной окружения - и решительно двинуться в нее. Это мысли в тексте выражены так: Необходимость ждать. Обладай правдой. Тогда блеск ее разовьется, и стойкость будет к счастью. Благоприятен брод через великую реку. 1 В каждом человеке заложена способность к новым актам познания. Но до сих пор, пока они существуют лишь совершенно латентно, процесс нового познания еще не начался, и здесь еще неуместно говорить о какой бы то ни было необходимости ждать. Еще нечего ждать. Но как только процесс познания приведен в действие, так сразу же необходимо считаться с закономерностью ритма, в которой он протекает, для успешности и результативности его развития. Первые же этапы в процессе нового познания состоят в основательном усвоении уже известного предшественникам. Поэтому здесь идет речь еще не о личном познании, а об изучении того, что может быть почерпнуто из книг или из учительской традиции. Конечно, это никак не должно подменять подлинного самостоятельного акта познания, ибо это лишь преддверие, предместье познания. Тем не менее, это совершенно необходимая ступень. Не только нельзя миновать ее, но даже торопливость и нетерпение на этой ступени могут оказать лишь пагубное влияние на весь процесс. Наоборот, в этой Необходимости ждать - постоянство в деятельности усвоения уже известного приносит самые благие плоды. И на данной ступени никак нельзя упрекать человека в медлительности, ибо она вытекает из постоянства, из самой необходимости ждать. Само собой ясно, что личная борьба с ошибочными и ложными взглядами здесь немыслима. В тексте это выражено следующими словами: В начале сильная черта. Ожидание в предместье. Благоприятствует постоянству деятельности. Хулы не будет. 2 На следующей, второй ступени требуется нечто большее, чем простое интеллектуальное усвоение того, что уже известно. Здесь человек уже должен сам выйти к непосредственному данному миру и вступить с ним в соприкосновение как пассивно - в созерцании, так и активно - в моральной деятельности, проистекающей из познания. Сомнения здесь уже должны быть преодолены. Но именно из-за этого волевого усилия к новому познанию возмущается и противится этому импульсу все косное и инертное в человеке. Поэтому здесь лишь, на берегу, на познания, Необходимость ждать характеризуется тем, что возникнут «небольшие толки», некоторый спор между импульсом к новому познанию и косностью накопленного опыта. Но подлинное умение выждать и переждать здесь, в конце концов, приводит к счастью. В тексте об этом говорится так: Сильная черта на втором месте. Ожидание на (прибрежном) песке. Будут небольшие толки. В конце концов - счастье. 3 Для окончательного усвоения нового познания необходимо выждать, пока приобретенное знание не станет столь же естественным и непроизвольным, как, например, чувственное восприятие. Если предыдущая ступень может быть уподоблена ожидания на берегу, то здесь сделан еще шаг вперед, еще ближе к реке (которая символизирована верхней триграммой «вода» - «река»). Здесь - ожидание в илу. Здесь все отрицательное, все силы косности и мрака выступают во всей своей мощности. Именно здесь их необходимо преодолеть, но для этого надо сначала предостеречь об их наступлении. Такое предостережение мы и находим в тексте: Сильная черта на третьем месте. Ожидание в илу. Надвигается приход разбойников. 4 При благоприятном исходе кризиса, выраженного в предыдущей позиции, дальнейшее движение выражается в совершенно особой форме необходимости ждать. Это не пассивное ожидание, а творческое, активное ожидание, исполненное внутренних сил, приобретенных на предыдущих ступенях. Здесь, чтобы приобретенное знание пронести в будущее, необходимо защитить его и отвоевать его от всех противоборствующих сил. В кажущемся спокойствии ожидания в действительности протекает столь интенсивная деятельность, что она может быть выражена лишь в образе кровавого боя. Уже не на прибрежном песке, не в илу приходится здесь ждать своего часа: здесь - ожидание крови. Но только оно дает возможность выйти из темной пещеры незнания в открытый и ясно воспринимаемый мир. Текст облекает это в следующие образы: Слабая черта на четвертом месте. Ожидание в крови. Выход из пещеры. 5 Выиграв бой предыдущей ступени, человек приходит к той стадии ожидания, на которой стираются грани положительного и отрицательного. Все уже завоевано, все уже достигнуто. Обобщено и прежде добытое знание, и содержание нового акта познания. Наступает момент успокоения, тот момент, когда нет нужды в деятельности, когда возможен спокойный пир, за которым проходит время ожидания. Здесь нужна лишь спокойная целеустремленность. Уже благодаря ей одной гарантировано счастье. Это возможно лишь благодаря тому, что было положительно приобретено на предыдущих ступенях. В тексте по этому поводу сказано следующее: Сильная черта на пятом месте. Ожидание за вином и явствами. Стойкость - к счастью. 6 Полное новое познание достигнуто. Более того: оно окончательно освоено. Это дает возможность не только знать, но и мочь. То, что прежде было личной ограниченностью, не в состоянии больше ограничивать. То, что прежде казалось темной пещерой, из которой необходимо вырваться на свет, не омрачает больше. Человек правильно прожил время необходимости ожидания. Он получил доступ к вершинам познания мира, и тем самым он приобрел возможность без ущерба для себя опуститься в мрачный глубины мира. И именно в них к нему возвращаются творческие силы, накопленные на первых трех подготовительных ступенях ожидания. Их действие отражает в себе характер всего этого времени ожидания. Они приходят, как три неторопливых гостя. Необходимо отнестись к ним с полным уважением, ибо от них зависит конечный успех. Это силы молодости, которые получают возможность повторно проявиться в старости, чтобы создать завершение единства биографии человека. Эти мысли текст выражает в нормальной для нашего памятника образности: Наверху слабая черта. Войдешь в пещеру. Будет приход трех неторопливых гостей. Почтишь их, - и в конце концов будет счастье.
Необходимость ожидания
Обладателю правды - изначальное свершение. Стойкость - к счастью. Благоприятен переход через великую реку.
***
1. Начальная девятка.
Ожидание на окраине. Благоприятно постоянство. Хулы не
будет.
2. Девятка вторая.
Ожидание на прибрежном песке. Предстоят незначительные разговоры. В конце концов - счастье.
3. Девятка третья.
Ожидание в тине. Близится приход разбойников.
4. Шестерка четвертая.
Ожидание крови. Выйди из пещеры!
5. Девятка пятая.
Ожидание за вином и яствами. Стойкость к счастью.
6. Верхняя девятка.
Войдешь в пещеру, и будет приход трех неторопливых гостей. Отнеситесь к ним с уважением, и, в конце концов, будет счастье!
***
1. Начальная девятка.
Сейчас не время находиться в гуще событий или дел, отойдите в сторону, "на окраину", но будьте верны своему делу, цели, принципам. Вас за это никто не осудит.
2. Девятка вторая.
Ждите своего часа. Кто-то рядом с вами нетерпелив и может спорить, втягивая и вас в конфликт. Сейчас вы способны совладать с нарушителями спокойствия, равновесие восстановится.
3. Девятка третья.
Необходимо применить хитрость: покажите свою слабость, беспомощность для раскрытия планов врагов, соперников. Продолжайте бездействовать и выжидать удачного момента.
4. Шестерка четвертая.
Враг раскрыл себя, окружающие показали свое истинное лицо и планы по отношению к вам, пора выходить на открытый бой. Покажите и вы свои силы. Столкновение будет "кровавым", поэтому проверьте свои возможности. Готовы ли вы?
5. Девятка пятая.
Всех приходящих в вашу жизнь встречайте с доброжелательностью, хлебосольно и с душевной щедростью. Вас ожидает удача, но действовать не время.
6. Верхняя девятка.
Предстоит общение с небольшой группой людей. Они знают, что хотят, уверены в своей правоте, поэтому нужно быть осторожным; внимательно относитесь к их предложениям, уважайте их мнение, авторитет, и вас ждет успех.
***
Какое бы количество теоретических знаний и жизненного опыта не накопилось в гексаграмме?4, время действовать не пришло. Нужно учиться выжидать, постепенно приближаясь к цели. Вы еще не готовы брать на себя ответственность, руководство в большом деле, не готовы открыто показывать конкурентам и коллегам свои задумки, выходить в большое плавание.Прежде всего выясните, чем "дышат" окружающие, покажите себя несведущим, малоопытным, даже глуповатым. Вы знаете, зачем вам это нужно, и это даст вам силы. Не видя в вас серьезного соперника, сильные и опытные потеряют к вам интерес и бдительность, а вы в это время станете силой, способной победить.
Победа вовсе не означает жестокие методы, будьте миролюбивы и добры, снисходительны, ищите диалог, "консенсус". Гексаграмма четко указывает на общение с тремя людьми и благополучное решение вашего вопроса. Это может быть помощь в личных, романтических и служебных делах. Вам предсказывается удача в дальнем путешествии, серьезных жизненных переменах, но будьте терпеливы и настойчивы, не спешите, уважайте мнение других. Учитесь заботиться о других в обычных земных вопросах, служите и будьте восприимчивы к происходящему.
Вы периодически будете находиться то в одиночестве, отстраненности, то в гуще общения. Но в любом случае, вам дается время для размышления, для гармонизации внутреннего, душевного пространства.
В романтических отношениях наступила пауза, не торопитесь искать вторую половину. Если выбор сделан и вашему сердцу нашлась "заноза", присмотритесь, обратите внимание на соперников, придите за помощью к "трем знающим людям". Возможно, через них вам легче будет подойти, познакомиться с объектом воздыхания. Перспектива в отношениях есть, но следует помнить о тактике, перечисленной выше. Вам предстоят вечеринки в приятном обществе. Продолжайте оставаться тактичным, не спугните ее или его натиском эмоций, не хвалитесь талантами, большим умом и другими выдающимися способностями.
Гексаграмма Сюй в любовном раскладе И-цзин указывает на то, что события сейчас будут развиваться неспешно, поскольку у вас просто нет сил для того, чтобы совершить новый виток в своей жизни. Даже, если вам кажется, что сейчас в переполнены любовью, ваши чувства накалены, как никогда, но на самом деле это не так. Мало того, гексаграмма Сюй предупреждает, если вы ощущаете нечто подобное, то это уже сигнал о том, что вы переоценили сами себя. Гексаграмма Сюй советует остановиться и сделать паузу в ваших любовных отношениях, иначе, на фоне внутреннего опустошения, вы можете совершить множество ошибок, последствия которых будет сложно исправить.
Появление в любовном раскладе И-цзин гексаграмма Сюй символизирует момент, когда вы достигли некоторого душевного рубежа, за которым лежит территория неизвестного. Ваш любовный партнер сейчас не замечает того, что происходит с вами, а вы слишком остро стали реагировать на все. Понятное дело, что такая ситуация очень быстро приведет к конфликту. Поэтому гексаграмма Сюй говорит – затаитесь, может быть, даже имеет смысл на некоторое время прекратить тесное общение и на день или два отдохнуть друг от друга.
Кроме того, гексаграмма Сюй говорит о том, что как ни странно, но ваши любовные отношения нуждаются в планировании. В зависимости от контекста любовного гадания И-цзин это может означать уже конкретное планирование свадьбы или нюансов совместного проживания, либо в период зарождающихся отношений это может означать, что вам стоит переосмыслить то, как вы друг к другу относитесь, вполне вероятно, вас давно уже что-то не устраивает и это пора изменить. Только поймите, гексаграмма Сюй говорит о том, то сейчас надо распланировать, как вы будете это менять, а не собственно идти напролом в отношения. Так вы сделаете только хуже.
В некоторых любовных гаданиях И-цзин гексаграмма Сюй означает, что вам нужно просто ждать, как бы вам не хотелось, что бы объект ваших сердечных чувств ответил вам взаимностью, но пока, увы, не все так просто, поэтому запаситесь терпением и ждите.
Кроме того, гексаграмма Сюй рекомендует сейчас разобраться в себе, а именно точно решить, чем вы готовы жертвовать ради счастья в любви, а чем нет. Причем речь идет не только о внешних моментах, но и внутренних. То есть гексаграмма Сюй советует пересмотреть свои жизненные принципы и решить, какими из них вы готовы пожертвовать ради любимого человека и любви вообще. Собственно говоря, это самое главное, что нужно сделать в данный период, ради этого в вашей судьбе и наступило затишье. Гексаграмма Сюй напоминает, что любовь – это не только чувства, но и выбор.
© Алексей Корнеев © Алексей Купрейчик