Экологическое развлечение с родителями в младшей группе. Развлечение с элементами викторины по экологии для детей младшей группы "друзья природы". «Теремок на новый лад»
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Цель:
воспитание экологически грамотной личности.
Задачи
: закрепить знания детей о диких животных (лиса, заяц, медведь, белка; Развивать внимание и наглядно-действенное мышление, мелкую моторику рук; Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ход развлечения. Воспитатель : Посмотрите, к нам в окошко заглянуло солнышко. Давайте поздороваемся с ним и со всем, что нас окружает.
Пальчиковая игра:
Здравствуй, солнце золотое - предплечья соединены, пальцы растопырены,
Здравствуй, небо голубое -поднять руки вверх,
Здравствуй, вольный ветерок- машут руками,
Здравствуй, маленький дубок-ладони округлить, предплечья соединить,
Я живу в родном краю- хлопки в ладоши,
Всех я вас приветствую.
Воспитатель : Зовёт солнышко нас на прогулку в лес. С собой мы возьмём корзинку, а в корзинку положим угощение для зверей.
Игра «Кому что» - воспитатель называет зверя, а дети говорят, чем он питается.
Воспитатель
:
Ну вот мы и готовы, отправляемся в дорогу.
Логоритмическая игра:
(дети встают около стульчиков)
Дует ветер нам в лицо- махать руками ребенка ладошками к себе
Закачалось деревцо- поднять ручки ребенка вверх и покачать ими из стороны в сторону
Ветерок всё тише-тише- плавно опустить руки ребенка
Деревцо всё выше-выше-
поднять ручки малыша и потянуть легонько вверх
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
Маленький, серенький,
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Дети отвечают хором- зайка)
Выходит зайчик.
Заяц: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель
:
Давайте поздороваемся с зайчиком.
Заяц:
Ребята, а вы знаете чем я питаюсь?
Ответы детей.
Заяц
: Молодцы, всё про меня знаете.
Воспитатель
: Ребята посмотрите наш зайка почему-то грустный. Давайте его развеселим и поиграем с зайчиком.
Музыкальная игра малой подвижности «Зайцы и лисичка, хитрая сестричка».
(Дети выполняют движения по тексту).
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки- попрыгайки.
(Дети- зайчики легко бегают по залу)
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(Зайчики присаживаются и выполняют имитационные движения по тексту)
Вот бежит лисичка -
Рыжая сестричка.
Ищет, где же зайки,
Зайки-побегайки.
(Лиса бежит между детками, с окончанием песни догоняет малышей)
Заяц:
Спасибо, ребята, что от лисы меня спасли. Ребята а Вы знаете, что я умею запутывать следы, хотите я Вас научи рисовать следы зайца.
Дети соединяют пальцы в щепоть и печатают следы на манке.
Воспитатель:
Спасибо тебе зайчик, что пришёл к ребятам в гости. Прими от нас угощение.
Заяц: Спасибо Вам за всё с Вами было очень интересно, а мне пора возвращаться в лес меня уже ждут, досвидания. Дети угощают зайчика морковкой и прощаются с ним. Воспитатель: Ребята, а меня для Вас есть ещё одна загадка, послушайте пожалуйста внимательно. Воспитатель загадывает новую загадку.
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснется, ну реветь,
Как зовут его - ……
Появляется игрушечный медведя.
Воспитатель: Ребята, а как ещё его можно ласково назвать, позовём его (мишка, мишенька). Что едят медведи? Мне на ушко медведь шепнул, что хочет с Вами поиграть.
Игра «У медведя во бору»
По окончании игры перед детьми падает шишка.
Воспитатель:
Ой, кто это бросил шишку? (белка)
Выбегает белочка:
Белка: Я белка, весёлый зверёк,
По деревьям скок да скок.
В холод прячусь я в дупло –
В нём и сухо, и тепло.
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год .
Я как раз сейчас сижу
В дупле порядок навожу.
Воспитатель: Давайте поможем белочке разобрать её запасы по разным корзинкам – в одну шишки, а в другую – грибы.
Игра «Собери, грибы и шишки»
Белка: Спасибо, ребята, до свидания.
Дети прощаются и дарят белочке корзину с грибами и шишками.
Воспитатель:
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Тучки набежали, нас домой позвали.
Капля - раз! Капля - два!Удары ладонями обеих рук по коленям
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять, Ударяют медленно
Капля каплю догонять. Быстрее …
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. И совсем быстро.
Ой, какой сильный дождь начался. До свиданья, лес густой! Побежим скорей домой!
Ведущий: Вот и солнышко засияло и всем весело стало.
В заключении чтение стихотворения В. Орловой «Живой букварь»
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
На деревьях всех пород –
Весь большой лесной народ –
Учит крупкой дружбе!
Воспитатель: А теперь ребята давайте с Вами проверим нашу дружбу на крепость. Беритесь за ручки и становитесь в хоровод.
Песня-танец « Дружба»
Воспитатель: Все сегодня просто молодцы, и на этом наше развлечение подошло к концу, до новых встреч!
Цель: Формировать у детей заботливое отношение к объектам природы,
воспитывать желание соблюдать чистоту в окружающей ребёнка
Материал: Кукла; бумажный кораблик; ткань голубого цвета (ручеёк)
птичка большая и маленькие птички; скомканная бумага,
маленькие деревянные палочки, веточки деревьев - » мусор«,
аудиозапись весёлой музыки, игрушка - белочка, шишки.
Ход развлечения:
Воспитатель: Стало солнце припекать
Стало землю согревать
Начал таять снежок
И превратился в ручеёк
(звучит весёлая музыка)
Вот бежит ручеёк, извивается
Наша Таня догнать его пытается
(воспитатель берёт в руки куклу, здесь и далее говорит за куклу)
Кукла: Как тепло на улице
Ручейки бегут
И свою весёлую песенку поют
Я за ручейком бегу
Кораблик в воду опущу
Пусть плывёт он далеко
И несёт весны тепло!
Воспитатель: Вот наша Таня кораблик смастерила
И в плавание его пустила
Только смотрит Таня, не поймёт
Почему кораблик не плывёт?
Кукла: Застрял мой кораблик в ручейке
Мешает плыть ему мусор в воде
(воспитатель показывает на голубую ткань, на которой лежит «мусор»)
Воспитатель: Тут и птичка с птенчиками прилетела
Возле ручейка села
(воспитатель рассаживает птичку с птенчиками вокруг «ручейка»
Птичка (говорит воспитатель):
Как любим мы плескаться в воде
В тёплом и весёлом ручейке!
Кукла: И я люблю наш ручеёк
Кораблик мой по воде плывёт
Только сейчас кораблик стоит
Мешает мусор ему плыть
Птичка: Ручеёк надо спасать
Почистить, мусор весь убрать
Кукла: И тогда мы опять будем с ручейком играть!
Воспитатель:
Дружно все взялись за дело
Убрали мусор весь умело!
(воспитатель убирает «мусор» из ручейка)
Чистый ручеёк журчит
Кораблик по воде бежит
Птички плещутся в воде
Радуются все весне!
Таня рядом идёт
Громко песенки поёт
Кукла:
Очень любим мы весну
За небо голубое!
Очень любим мы весну
За солнце золотое!
Любим мы весну за то, что ручейки бегут
Птички весёлые песенки поют!
Воспитатель:
Таня песенку поёт
Белка на ветке - скок да скок
Орешки из шишек вынимает
Шишки в ручеёк кидает
(воспитатель берёт в руки игрушку - белочку
Кукла:
Зачем ты, белочка, ручеёк засоряешь?
Зачем шишки в ручеёк кидаешь?
Захочешь воды напиться
Не будет в ручейке водицы!
Белка:
Ох, простите меня, друзья
Не хотела ручеёк засорять я
Ручейку я помогу - шишки все уберу
И опять ручеёк побежит
И вода опять зажурчит!
(воспитатель убирает шишки)
Кукла:
Спасибо, тебе, белочка
Что ручеёк спасла
Водичку почистила
Шишки убрала
И птичкам, и зверушкам
Ручейки нужны
Хотят они купаться и пить чистой воды!
Чтобы была в ручейке вода
Будем беречь ручеёк всегда!
Название: Экологический праздник в ДОУ. Развлечение с экологической направленностью для младшей группы — «Помогите ручейку».
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ « Детский сад № 44»
Месторасположение: г. Березники, Пермский край, Россия
Екатерина Ветрова
Сценарий развлечения по экологии во 2 младшей группе «Путешествие в лес»
МБДОУ №13 с. Вольное
Республики Адыгея
Воспитатель : Ветрова Е. Л.
Сценарий развлечения по экологии во второй младшей группе
«Путешествие в лес » .
Цели. Углублять знания детей о природе, продолжать учить детей различать и называть птиц, отгадывать загадки о них. Воспитывать бережное отношение и любовь к птицам, желание и умение оказывать им помощь. Формировать навыки поведения на природе, а также такие качества как любознательность, наблюдательность, чувство прекрасного.
Ход развлечения
Воспитатель. Ребята! А вы любите путешествовать ? Сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие – в лес , в гости к птицам! Но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
(Воспитатель показывает картинки, дети рассказывают о правилах) .
Ну, а теперь в путь!
Хоровод «В лес пошли мы гулять»
Воспитатель :
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится :
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи :
Ты ведь знаешь – мы свои!
Вот мы и в лесу. Прислушайтесь, как поют птицы (включает аудиозапись) .
Каких птиц вы узнали? Молодцы, дети, вы хорошо знаете голоса птиц. А вот узнаете ли вы их в загадках?
Невеличка – птичка скачет,
Все чирикает, не плачет.
Серый, шустренький такой,
Спит зимою под стрехой. (Воробей.)
Кар-р! Кар-р! Кар-р!
Словно здесь горит пожар.
Во все горло кричит,
Чем подруг к себе манит. (Ворона.)
Тук-тук-тук-тук!
Раздается стук вокруг.
Тук-тук-тук-тук!
Это леса первый друг. (Дятел.)
Голова в берете черном.
Очень быстра и проворна.
Желтым брюшком мелькает,
Насекомых собирает. (Синица.)
Среди птиц он молодец,
Самый лучший певец.
День и ночь в роще поет,
Отдыхать не дает. (Соловей.)
Красным яблоком мелькает,
Меж деревьев летает,
Сладкие ягоды собирает. (Снегирь.)
Правильно, ребята! Вы знаете много птиц. А почему одних птиц называют перелетными, а других – зимующими.
Дети. Есть птицы, которые могут приспособиться к зимним условиям – синицы, снегири, клесты, сороки, вороны - эти птицы называются зимующими, а те птицы, которые могут жить только в теплое время года, вынуждены перелетать с одного места на другое, где тепло, такие птицы называются перелетными.
Под музыку «Птичий дом» двое мальчиков с корзинками в руках подбегают к березам у центральной стены, на которых висят кормушки для птиц, достают корм и насыпают в кормушки.
1-й мальчик. Мы овсом и ячменем
Кормим птичек за окном.
К нам обедать по привычке
Прилетают две синички,
2-й мальчик. Пара сизых голубей
И знакомый воробей,
А за ним его семья,
И соседи, и друзья.
Под музыку Банникова «Птички летают» «вылетают» дети, изображающие зимующих птиц, «подлетают» к кормушкам, потом, «вылетев» на середину зала, говорят :
Дети. Не страшны нам холода :
Ведь в кормушке есть еда.
Воспитатель. Выбегайте-ка друзья,
Да постройте им дома.
Игра «Займи домик» .
Песня «Кормушки смастерили» .
Мальчик. Мы ребята дошколята
Приглашаем всех пернатых.
Прилетайте, кто захочет,
Мы вас любим очень – очень.
Под музыку «Скворцы прилетели» перелетные птицы «прилетают» на середину зала.
Перелетные птицы. Здравствуйте, дети!
Дети. Здравствуйте, желанные друзья!
Скворец («подлетев» к Синичке).
Здравствуй, птичка – невеличка,
Здравствуй добрая синичка!
Грач. Здравствуй, дятел, наш приятель,
Здравствуй, голубь и снегирь!
Дятел. Расскажите, птицы, где вы побывали?
Расскажите, птицы, что вы повидали?
Скворец. В жарких странах жаркое лето,
Ни зимы, ни снега там нету.
Грач. Бродят там слоны великаны.
Целый день кричат обезьяны.
Там растут деревья-лианы,
Там на пальмах растут бананы.
Дятел. Хорошо ли жили вдалеке от дома?
С кем вы там дружили в странах не знакомых?
Скворец. Мы скучали по деревне,
По звенящему ручью,
По скворечне, по деревьям,
По соседу воробью.
Дети. Все мы рады вам, друзья, будьте с нами вы всегда.
Воспитатель. Вы б для нас потанцевали, мы вас очень – очень ждали.
Танец птиц.
Ласточка. Гнезда вы не разоряйте.
Скворец. Птичьих гнезд не трогайте.
Голубь. Яичек теплых не берите.
Грач. Нас, друзья, вы берегите.
Воспитатель. Хорошо, дорогие птицы. Мы запомним ваши правила! Правда, ребята?
Мальчик. Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками, ни в сети,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я!
Дятел. Ну, а теперь нам пора прощаться с вами. У нас много дел в лесу.
До свидания, ребята. Приходите в лес ещё!
«Птицы» улетают.
Воспитатель. И нам, ребята, пора прощаться с лесом, но мы говорим ему и его обитателям до свидания!
Песня «Приходите в лес» .
Воспитатель. А на прощание я прочту вам стихотворение.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать :
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми,
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. (А. Яшин.)
Публикации по теме:
День космонавтики. Сценарий спортивного развлечения для детей второй младшей группы «Космическое путешествие» День космонавтики Сценарий Сценарий спортивного развлечения для детей 2 мл. группы «Космическое путешествие». Описание материала: материал.
Конспект НОД по экологии во второй младшей группе «Путешествие к диким животным» Конспект НОД по экологии во второй младшей группе Тема: "Путешествие к диким животным" Цель: Обогащение представлений детей о диких животных.
Конспект занятия по основам экологии во второй младшей группе «Путешествие в сказочный лес» 2 младшая коррекционная группа Дата: ___ Образовательная область: Познание Раздел: Основы экологии Тема: Сказочный лес.
Цели и задачи: - формирование элементарных экологических представлений у детей; - воспитание у детей бережного отношения к природе, умению.
Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе «Путешествие в осенний лес» Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе «Путешествие в осенний лес». Путешествие в осенний лес. Цель: дать детям представление.
Сценарий экологического досуга для детей младшего дошкольного возраста «На лесной полянке».
Сценарий досуга разработан для детей 3-4 лет, проводится в игровой форме (подвижные игры; дидактические игры, физминутка, загадки, звукоподражание). Методическая разработка может быть полезна воспитателям для повышения интереса к проблемам экологии.
Цель:
Через эмоциональное отношение формировать у детей гуманное отношение к окружающей природе
Образовательные задачи:
- расширять и систематизировать представление детей о растительном и животном мире природы;
- закреплять правила поведения в лесу.
Развивающие задачи:
- развивать речь, внимание, продолжать учить детей отгадывать загадки;
- упражнять в звукоподражании;
- развивать умение давать полный содержательный ответ на вопросы;
- упражнять в образовании однокоренных слов при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь и интерес к природе;
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому, что нас окружает;
- воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес;
- воспитывать у детей чувство радости, веселья от совместно проведенного досуга.
Ход досуга:
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на лесную полянку. И здесь мы с вами окунёмся в богатый, прекрасный и бесконечно разнообразный и удивительный мир природы.Логоритмическое упражнение "Прогулка на лесную полянку".
С вами мы пойдем гулять – в лес зверушек навещать.
Мы идём во лесок, будь внимателен, дружок. (Ходьба).
Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках).
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки).
Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания).
Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег).
Все головки вверх подняли - бабочек мы увидали. (Смотрят вверх).
Сами бабочками стали. (Кружатся).
Покажите-ка мне, дети, как дует в лесу ветер?
Как деревья он качает, к земле ветки пригибает. (Наклоны туловища влево, вправо).
Мы шагаем, мы шагаем, по полянке мы гуляем. (Ходьба друг за другом по кругу).
Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба).
Воспитатель:
Ну, вот, ребята, мы и добрались до лесной полянки. Сделайте глубокий вдох и почувствуйте свежесть и аромат воздуха, наполненного запахом цветов и зелёной листвы. Давайте закроем глазки и послушаем, как весело поют птицы.
Звучит фонограмма «Пение птиц».
Воспитатель:
Где же все лесные жители? Наверное, каждый занят своим делом. А давайте отгадаем с вами загадки о лесных обитателях. И к отгадкам добавьте голос - кто как говорит, какие звуки издает.
Отгадывание загадок со звукоподражанием.
1.В шар свернулся под ногами.
На спине с тремя грибами.
Не споткнись - вдруг упадешь!
Это же колючий … еж.
Звукоподражание:
ф-ф-ф.
2.До ушей зеленый рот,
В камышах она живет.
И в болоте хохотушка
Громко квакает … лягушка.
Звукоподражание:
ква-ква.
3.Очень тоненько жужжит
И над нами он кружит.
Берегись и млад, и стар.
Кровь у всех сосёт… комар.
Звукоподражание:
з-з-з.
4.Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Лес очистить от жучков -
Проще пары пустячков!
Леса друг - приятель.
Пёстрый, острый… дятел.
Звукоподражание:
тук-тук.
5.У этой птицы нет гнезда,
Но это вовсе не беда.
И на деревьях у опушки
Нам кто «ку-ку» поет? … Кукушка.
Звукоподражание:
ку-ку.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А каких еще жителей леса вы знаете?
Игра «Назови жителей леса».
Дети вспоминают названия знакомых им лесных обитателей.
Воспитатель: Я вижу, вы знаете много лесных зверей. А теперь назовите их ласково.
Дидактическое упражнение «Назови ласково».
Лиса - лисичка,
Заяц - зайчик,
Волк - волчонок,
Медведь - медвежонок,
Белка - белочка,
Мышь - мышка.
Воспитатель:
А мы по лесной дорожке дальше пойдём. Посмотрите, какая красивая цветочная поляна. А сколько на ней цветов!
Отгадайте, о каком цветке загадка.
Стоит в поле цветок - жёлтый глазок, белые реснички.
На что похожа ромашка? Что вы о ней знаете? А ещё ромашка лечит людей от болезней, поэтому нельзя сорвать ромашку и бросить её погибать на землю. Тогда пользы от неё не будет, она погибнет.
Воспитатель:
Вот ромашка, посмотри,
Потеряла лепестки.
Лепесточки вы возьмите
И ромашку соберите.
Игра «Собери ромашку».
У каждого в руках по лепестку. Напротив лежит желтый кружок – «середина» от ромашки. Дети по очереди подбегают к нему и прикладывают свой лепесток.
Воспитатель: Ребята, в лесу можно заблудиться. Давайте держаться все вместе. Но если вдруг кто-нибудь из нас заблудится, что надо кричать? (ау)
Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте поиграем в игру.
Игра «Угадай по голосу».
Дети становятся в круг. Водящий с закрытыми глазами в кругу. Дети идут по кругу и говорят:
Дима, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: «Ау!»
Ну-ка, глазки открывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Воспитатель выбирает ребенка, он называет водящего по имени и говорит: «Ау!»… Водящий должен догадаться по голосу, кто его позвал.
Воспитатель: Молодцы! Замечательно узнавали друг друга по голосу. Я уверена, никто не потеряется в лесу.
А сейчас отгадайте загадку:
Шевелились у цветка
Все 4 лепестка:
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
А сейчас вы, ребята, превратитесь в стайку бабочек, которые летают по цветущему лугу.
Воспитатель: Кружатся в воздухе,
Вьются, порхают,
Крылья у бабочек
Быстро мелькают.
Игра «Посади бабочку на цветок».
Ребята, смотрите, на этой полянке много бабочек и цветов. Давайте каждой бабочке подберем цветок, подходящий по цвету (дети кладут каждую бабочку на цветок такого же цвета).
Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали на лесной полянке. Все, что нас окружает, приносит нам пользу, и мы должны о ней заботиться и беречь. Скажите, что хорошо, а что плохо для лесной полянки?
Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
Рвать цветы на лесной полянке? – плохо
Гулять по тропинке? – хорошо
Собирать ягоды? – хорошо
Собирать ядовитые грибы? – плохо
Разводить костер на лесной полянке? – плохо
Ломать ветки? – плохо
Разорять гнезда птиц? – плохо
Оставлять на полянке мусор? – плохо
Воспитатель:
Правильно, ребята. Всегда нужно соблюдать лесные правила. Послушайте их еще раз и всегда выполняйте.
«Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай! Никогда не забывай:
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить…»
Воспитатель:
Дорогие ребята! Сегодня мы совершили с вами путешествие на лесную полянку, в удивительный мир природы.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим ручейка медлительную речь.
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
1. Образовательные задачи:
— расширять знания о лесе и его обитателях;
— закреплять правила поведения на природе.
2. Развивающие задачи:
— развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки;
— развивать умение давать полный содержательный ответ на вопросы.
3. Воспитательные задачи:
— воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес;
— воспитывать бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал:
— картины с изображением птиц, зверей, деревьев, насекомых, контуры цветов, поляна-ватман;
— картинки с изображением листьев деревьев;
— аудиозапись голосов птиц;
— карточки с изображением следов животных;
— «чудесный мешочек»;
— обруч гимнастический.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по лесу, где проверим, как вы знаете лес и его обитателей.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь — мы свои! (С.Погорельский)
II. Основная часть.
1. Правила поведения в лесу.
Воспитатель:
Мы в лесу. Повторим правила поведения в лесу.
Дети рассказывают:
1. Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережёт.
2. Тот, кто веток не ломает,
Тот, кто птичку не спугнет.
3. Мухомор сшибать не станет
И костер не разведет.
4. Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину.
2. Деревья в лесу.
Воспитатель:
Лес наш необычный, он волшебный — в нем растут загадки, а это еще интересней. Как вы думаете, что такое лес?
Дети отвечают.
Воспитатель: С помощью загадок мы выясним, какие деревья растут в нашем лесу.
Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки.
(Ели)
Не береза, не рябина –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит.
(Осина)
Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен)
Русская красавица
Стоит на полянке,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Береза)
Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зеленой.
Погляди, среди ветвей,
Сколько зреет желудей.
(Дуб)
Воспитатель: Предлагаю вам игру «С какого дерева листочек»
Ход игры. Дети по очереди достают из «чудесного мешочка» картинки с изображением листочка. Ребенок должен назвать, с какого дерева упал листочек.
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали все деревья, с которых упали листочки. Мы отправляемся дальше путешествовать по нашему волшебному лесу.
3. Поговорим о птицах.
Воспитатель:
Каких птиц вы услышали? Какие бывают птицы? А что значит – перелетные?
Дети отвечают.
Воспитатель: Я предлагаю вам загадки о птицах.
Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут… (кукушки)
Эта птица желтого цвета,
Ярким солнцем она согрета,
Песнь красива ее и долга –
Флейтой свищет в лесу… (иволга)
Угадайте, что за птица,
Света яркого боится,
Клюв – крючком, глаза – пятачком,
Ушастая голова, это… (сова)
Воспитатель: Отгадали все загадки. Умеете по голосу узнать птицу. Предлагаю игру «Совушка».
Ход игры. Обруч лежит на полу. Это «гнездо совы». В него становится ребенок, избранный «совушкой». Остальные дети «мотыльки» и «жучки».
Они становятся на другой стороне площадки, середина которой свободна.
На слова воспитателя «День начинается, все просыпаются» «мотыльки » и «жучки» начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают пыльцу с цветов.
На слова воспитателя «Ночь наступает, все засыпают» дети замирают в любой позе. «Совушка» в это время тихо вылетает на охоту – ходит, медленно размахивая руками, забирает «мотыльков» и «жучков», которые пошевелились. Отводит их в свое «гнездо». «Совушка » ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет «День начинается, все просыпаются». Тогда она возвращается к своему «гнезду», «мотыльки» и «жучки» начинают летать. «Совушка» выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра повторяется.
4. Зверей узнаем по следам.
Воспитатель:
Не только птицы живут в нашем лесу. А кто еще же прячется от нас в лесной глуши? Узнать поможет игра «Чьи следы?»
Ход игры. Дети по очереди достают из «чудесного мешочка» картинки с изображением следов животного и отвечают, кому они принадлежат. (Заяц, белка, ёж, лось)
Воспитатель:
Вспомните загадки о том животном, чей след угадали.
Дети рассказывают загадки.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(Белка)
На спине его иголки
Удивительно как колки,
Их руками не возьмешь,
Потому что это… (ёж)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко.
(Лось)
Воспитатель: По следам отгадали животных. Загадки о них знаете. Пусть звери спокойно живут в лесу.
5. Цветочная поляна.
Воспитатель:
Продолжаем наше путешествие по волшебному лесу. Мы вышли на поляну, но на ней нет цветов. Как здесь скучно и уныло. Надо посадить цветы. Помогут нам в этом загадки. Перед вами «поляна». Поможем украсить её цветами. (Ватман с нарисованными на нем стеблями и листьями цветов. Отгадывая загадку ребенок к стебельку прикрепляет цветок-отгадку)
В майский день в тени лесной
Он раскрыл цветочек свой
Яркий и душистый,
Бело-серебристый. (Ландыш)
В беленьких платьицах,
Жёлтые глазки…
Ты назовёшь их
Без всякой подсказки.
(Ромашки)
С синевою неба дружат
Эти милые цветы.
Я их знаю, знает Ксюша,
Ну, а знаешь ли их ты?
(Незабудки)
Дети берут цветы-отгадки и «сажают» на полянку-ватман.
Воспитатель: Полюбуйтесь красивой полянкой. Нравится вам в лесу?
6. Шестиногие малыши.
Воспитатель:
Если мы отгадаем загадки, то узнаем, какие насекомые живут в лесу.
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
(Кузнечик)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
Много мастеров
Срубили избу без углов.
(Муравьи)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела)
III. Заключительная часть.
1. Главный человек в лесу.
Воспитатель:
Кто следит за порядком в лесу, а если нужно, помогает всем его обитателям?
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет — кто? (Лесничий)
Воспитатель:
Да, ребята, лесничий (егерь)
– главный человек в лесу. В чем заключается работа лесничего?
Дети отвечают.
Воспитатель обобщает ответы детей:
— Лесничий руководит посадкой нового леса, оберегает лес от насекомых-вредителей, от пожара и людей, которые без разрешения рубят деревья и стреляют зверей. Лес поделён на участки. За каждый участок отвечает лесничий.
2. Подведение итогов.
Воспитатель:
Наше путешествие подошло к концу. Кого вы встретили, путешествуя по лесу?
Дети отвечают.
Воспитател ь:
Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес, могучий лес
Полон сказок и чудес!