Метод социологического наблюдения презентация к уроку на тему. Опрос. Социологическое исследование Требования к программе исследования
Слайд 2
Методы социологии
Метод определяется как способ, совокупность приемов изучения объекта. Его также определяют как технологический принцип изучения предмета. Социологии выделяют три группы методов. Первая группа- общенаучные методы (анализ и синтез, восхождение от частного к общему, статистический и т. д.). Вторую группучасто называют общими подходами. Третью группу составляют методы конкретного социологического исследования.
Слайд 3
Прикладное направление социологии
Социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований. На эмпирическом уровне социологи собирают многочисленные факты, сведения, мнения членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни..
Слайд 4
Система понятий социологического исследования
Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных. Инструментарий метода – совокупность исследовательской документации (вопросников, бланков, дневников наблюдателя и т. п.), обеспечивающих реализацию метода. Процедура метода – одна отдельно взятая операция реализации метода (например, заполнение дневника исследователя). Техника метода – специальные приемы, повышающие эффективность метода (разработки его инструментов и осуществления процедур). Технология метода – последовательность процедур и техник используемого метода. Методика социологического исследования – собирательное понятие, обобщающее все используемые в исследовании методы, их инструменты, процедуры, техники и технологии.
Слайд 5
Структурные элементы СИ
Цель исследования всегда должна быть ориентирована на результат, должна через реализацию помочь выявить пути и средства решения поставленной проблемы. Задачи исследования – система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Объектом исследования являются реальные социальные процессы, которые содержат противоречия или проблемную ситуацию. Предмет – это стороны, свойства, отношения объекта, границы, в пределах которых объект изучается в данном случае. Гипотеза является предварительным предположением, объясняющим социальный факт с целью его последующего подтверждения или опровержения. Три типа гипотез: 1) на количественные соотношения (они могут быть точными, приблизительными, предварительными); 2) на объяснение и на выявление элементов системы (когда надо объяснить, почему происходит так, а не иначе); 3) прогноз, предвидение, предсказание (носит сложный характер, вскрывает механизм причинно-следственной связи).
Слайд 6
1.Концептуализация – определение цели исследования, Выдвижение гипотез, уточнение понятий и их операционализация. 2. Схематизация – установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решения о характере требуемой выборки. 3. Подготовка инструментария – составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий или любых других подсобных средств. 4. Планирование – рассмотрение финансовых, административных, материально-технических и кадровых проблем, связанных с проведением опроса. 5. Построение выборки – отбор предполагаемых респондентов в соответствии с тем из методов, который лучше других подходит для целей и средств данного исследования. 6. Инструктаж – подготовка интервьюеров, кодировщиков и другого обслуживающего опрос персонала к работе с респондентами и к обработке данных; снабжение персонала необходимыми материальными средствами. Этапы социологического исследования
Слайд 7
7. Предварительное тестирование – опробование выбранного инструментария на выборке малых размеров с целью проверки правильности понимания респондентами инструкций и вопросов, а также проверки соответствия их ответов ожидаемому типу ответов. 8. Опрос – в форме анкетирования или интервью – получение информации от участников выборки с применением пилотажного инструментария. 9. Наблюдение за ходом опроса (мониторинг) - проверка корректности применения методики опрашивающими, а так же контроль за тем, чтобы опрашивались строго только участники выборки (проверка записей интервьюеров, случаев отказа респондентов от опроса и т.д.). 10. Контрольная проверка – проверка (посредством дополнительных контактов с респондентами) того, все ли члены выборки оказались реально охвачены опросом, и все ли из них возвратили анкеты. 11. Кодирование – преобразование собранных данных в числовую форму. 12. Обработка – подготовка данных для анализа. 13. Анализ – переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов. 14. Составление отчета – изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.
Слайд 8
Программа социологического исследования– это стратегический документ исследования, представляет собой тезисное изложение концепции организаторов работы, их замыслов и намерений.
Состоит из двух частей: методологической: включает формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач; методической– определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки на ЭВМ.
Слайд 9
Элементами программы являются: определение проблемы и темы исследования;формулирование его цели и задач; теоретический анализ проблемы; выдвижение гипотез; выбор принципиального плана исследования; определение объекта, типа выборки; разработка методики сбора материала; создание техники сбора данных; поиск способа обработки материала; составление рабочего плана.
Слайд 10
Требования к программе исследования
эксплицитность программы - все положения должны быть четкими, все элементы - продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными; логическая последовательность всех элементов программы - нельзя начать с выбора принципиального плана, не видя цели и задачи исследования; гибкость программы - отдельные положения ее могут уточняться по мере обнаружения ошибок. В рабочем плане исследования намечаются: этапы и сроки проведения работы, обосновывается численность сотрудников, фиксируются исполнители, составляется смета расходов, определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов исследования четко определить, что ожидает заказчик от планируемого исследования и что с точки зрения социологов может быть реализовано точно, что предположительно или вовсе не удастся.
Слайд 11
Типы социологического исследования
Пилотажное исследование – пробное исследование, предназначено для проверки качества основного исследования, охватывает небольшие совокупности, основываясь на упрощенной программе. Проверяются все элементы будущего исследования, выявляются трудности, которые могут встретиться при его проведении, формируются новые гипотезы и собираются оперативные социологические данные.
Слайд 12
Описательное исследование более сложное, так как по своим целям и задачам оно предполагает получить целостное представление об изучаемом явлении. Проводится по полной программе с соответствующим инструментарием. Описательное исследование проводится, когда объект изучения – большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Можно выявить и сопоставить связи между ними, осуществить сравнение и сопоставление.Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа. Цель его – выявить причины, лежащие в основе процесса и обусловливающие его специфику. Его подготовка требует большого времени. Оно носит комплексный характер.
Слайд 13
В зависимости от того, изучается предмет в статике или в динамике, различают:-Точечное (разовое)- отражает моментальный срез характеристик объекта, -Повторные исследования бывают трендовыми, панельными и лонгитюдными. трендовые осуществляются на аналогичных выборках с интервалом во времени в рамках единой генеральной совокупности. Быают: когортные (когда изучают определенную возрастную группу – когорту) и исторические (когда состав когорт меняется). панельное исследование – это обследование одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени. При нем важно соблюдать единообразие. Сведения получают об индивидуальных изменениях. Главная сложность – сохранение выборки от одного исследования до другого. люнгитюдным называется исследование если моменты повторного исследования выбираются с учетом генезиса (развития в течение длительного времени) изучаемой совокупности, то это.
Слайд 14
Выборка
– это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая ее часть (выборочная совокупность) и только эта часть подвергается обследованию.
Слайд 15
Процедуры выборки:
1) определение слоев и групп населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность); 2) определение численности опрашиваемых, необходимой и достаточной для репрезентации генеральной совокупности 3) определение правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора. Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку. При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования с применением либо случайных чисел, либо систематической выборки. Если выборочная совокупность слишком велика, проводится квотная выборка, предполагающая разбивку ее на страты по полу, возрасту, социальному классу, месту жительства.
Слайд 16
Основные методы СИ
Наблюдение Это метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного восприятия и регистрации с точки зрения целей и задач исследования. Наблюдение применяется тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах, концертах рок -группы и т.д.
Слайд 17
Наблюдение применяется: -при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся обстоятельствах, -когда действия индивидов и групп приобретают автоматизированный характер, -в экстремальных случаях для выявления типичных реакций людей на чрезвычайные ситуации. Цели наблюдения: - может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном объекте. - с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. - способно служить в качестве средства проверки данных, полученных иными способами. Возможны два варианта данного метода: невключенное наблюдение, которое ведется "со стороны", включенное- осуществляемое при участии самого наблюдателя.
Слайд 18
Это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач. Документом в социологии называется специально созданный предмет предназначенный, для передачи и хранения информации. Анализ документов
Слайд 19
Два основных методаанализа документов
Традиционный анализ – самостоятельный творческий процесс, который зависит от: 1)содержания и направленности самого документа; 2) условий, целей и задач проводимого исследования; 3) научной квалификации и таланта самого исследователя. Отсюда видно, что Традиционный анализ несет в себе возможность нарушения принципа объективности в объяснении документа. Формализованный или контент- анализ. Этот вид анализа ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся традиционному интуитивному анализу. В его процессе в изучаемом тексте выделяются определенные, интересующие исследователя элементы содержания (термины, имена политических деятелей, суждения, точки зрения, различные виды публикаций и т.д.). Их классифицируют, подсчитывают и проводят количественный анализ.
Слайд 20
Это такой метод исследования, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов. Социологический эксперимент основывается на разработке гипотетической модели изучаемого явления или процесса. Эксперимент
Слайд 21
Это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей населения, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с достаточной надежностью делать выводы обо всем населении или о какой-то его части. Опрос
Слайд 22
Лица, которые отвечают на вопросы, называются респондентами.
Опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов: Факты. В разряд фактов биографические сведения о респонденте, которые могут оказаться существенными при интерпретации других данных. Знания. К разряду знаний относятся суждения опрашиваемого об окружающем мире, то есть, то, что человек знает о нем. Мнения. В разряде мнений находятся суждения респондента о его предпочтениях или взглядах на определенные предметы и события. Отношения. К отношениям причисляют сравнительно устойчивые настроения респондентов и их оценки определенных событий, явлений, людей. Поведенческие отчеты. Поведенческие отчеты – это утверждения опрашиваемых о том, как они поступают в том или ином случае.
Слайд 23
Анкетирование – метод опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником желательной информации, опосредуется анкетой. Анкета – упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов. анкетирование
Слайд 24
Качество анкеты
1)формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, то есть обеспечивать получение информации именно об изучаемом признаке. 2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации, то есть вопросы не должны предъявлять непосильных требований к респонденту, к его памяти, аналитическим возможностям, к его представлениям о чувстве собственного достоинства.
Слайд 25
Метод интервьюирования
В основе интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками. Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего.
Слайд 26
Три вида интервью
Формализованное – означает строгую регламентацию общения интервьюера и респондента детально разработанным вопросником и инструкцией. Фокусированное – имеет своей целью сбор мнений оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы. Вопросы хотя и подготавливаются заранее, но могут задаваться в любой последовательности и в иной формулировке. Главное здесь – получить информацию по каждому вопросу. Свободное интервью проводится без заранее заготовленного опросника или плана беседы, определяется только тема интервью. Информация, полученная таким образом, уникальна и обрабатывается не статистически, а с помощью традиционных методов анализа документов.
Слайд 27
Разновидностью опроса являются исследовательская беседа, а также экспертный опрос. Исследовательская беседа по форме близка к свободному интервью, характеризуется совместным – исследователя с респондентом – поиском истины, методически близка к экспертному опросу.
Слайд 28
Метод экспертной оценки
Применяется в ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект – носитель проблемы и, соответственно, использовать его в качестве источника информации. Чаще всего такие ситуации связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального явления, процесса; с необходимостью представить состояние интересующего исследователя предмета через один, два, пять и более лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной.
Слайд 29
Социально- психологические методы
метод независимых характеристик, используемый, например, в случае необходимости изучения скрытых явлений и процессов в воинском коллективе, когда знания о них принадлежат всем членам коллектива и в меньшей мере - должностным лицам. метод социометрии, изучающий структуру социальной группы (к примеру, трудового коллектива) с целью выявления в ней микрогрупп и лидеров на основе взаимооценок всех членов коллектива. методики изучения личности, с помощью которых исследуются личностные качества отдельных индивидов и членов коллектива в процессе их межличностного взаимодействия.
Посмотреть все слайды
Этапы социологического исследования. Выбор исследуемой проблемы: выбор проблемы, значимой для исследования с помощью научных методов Обзор литературы: обзор существующих теорий и исследований по теме Построение гипотезы:формулировка, определяющая взаимосвязь между изучаемыми переменными Выбор программы исследований: определение методов проверки гипотезы, эксперименты, опросы, наблюдение, изучение существующих результатов и исторических свидетельств Сбор данных: сбор и регистрация данных в соответствии с исследовательским проектом Анализ результатов: поиск связей между фактами, выявленными в ходе исследования Выводы: определение результатов исследования, выявление широкого смысла работы, определение направления будущих исследований Слайд 8 Лекция 2
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ «СОЦИОЛОГИЯ – ЭТО ОЧЕНЬ МОЛОДАЯ НАУКА ОБ ОЧЕНЬ ДРЕВНЕМ ПРЕДМЕТЕ ИЗУЧЕНИЯ» (РОБЕРТ МЕРТОН) ПЛАТОН (до н.э.) и АРИСТОТЕЛЬ (до н.э.) ИБН ХАЛЬДУН () Н. МАКИАВЕЛЛИ,Р. ДЕКАРТ, ДЖ. ЛОКК, Т. ГОББС ВОЛЬТЕР, ДИДРО, КАНТ, ГЕГЕЛЬ
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ИДЕИ ЛУИ ДЕ БОНАЛЬДА () и ЖОЗЕФА ДЕ МЕСТРА ОБЩЕСТВО – НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ СОВОКУПНОСТЬ ИНДИВИДОВ; ОБЩЕСТВО – ГЛАВНАЯ ЕДИНИЦА АНАЛИЗА; ЧАСТИ ОБЩЕСТВА ВЗАИМОЗАВИСИМЫ И ВЗАИМОСВЯЗАНЫ; ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ЕСТЬ УГРОЗА ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНЫЙ БЕСПОРЯДОК); ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИИСТЕМА ОБЩЕСТВА.
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР () УЧЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ПОДОБНА ОБМЕНУ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ.
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ЕСТЬ ЕДИНСТВО И БОРЬБА ДВУХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПРОЦЕССОВ – ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ. ЧЕМ БОЛЬШЕ РАЗНООБРАЗИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ОБЩЕСТВА, Т.Е. ЧЕМ СИЛЬНЕЕ ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, ТЕМ НЕУМОЛИМО ДЕЙСТВУЕТ ВСТРЕЧНЫЙ ЗАКОН ИНТЕГРАЦИИ ЧАСТЕЙ.
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИИ Э. ДЮРКГЕЙМА () НАТУРАЛИЗМ – ПОНИМАНИЕ ЗАКОНОВ ОБЩЕСТВА ПО АНАЛОГИИ С ЗАКОНАМИ ПРИРОДЫ СОЦИОЛОГИЗМ – УТВЕРЖДЕНИЕ СПЕЦИФИЧНОСТИ И АВТОНОМНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, ЕЕ ПРЕВОСХОДСТВА НАД ИНДИВИДАМИ
ТИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПО М. ВЕБЕРУ ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОЕ (оптимальное использование существующих условий и средств для достижения поставленной цели) ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЕ (оцениваемое с точки зрения определенной системы социальных ценностей и норм) ТРАДИЦИОННОЕ АФФЕКТИВНОЕ
БАЗИСНЫЕ ТЕОРИИ ПО М. ВЕБЕРУ УЧЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОМ ДЕЙСТВИИ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА УЧЕНИЕ ОБ ОТЧУЖДЕНИИ ПРОФЕССИИ КАК ПРИЗВАНИИ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ ГОРОДА КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ И ИНСТИТУТА ВЛАСТИ
СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ ТОЛКОТТА ПАРСОНСА () ПОДСИСТЕМЫПРЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНАЯИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯВОСПРОИЗВОДСТВО ОБРАЗЦА ЛИЧНОСТНАЯЦЕЛЕДОСТИЖЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ АДАПТАЦИЯ
3. Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель. Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов. Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да - нет”, носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены. 5. Вопрос с преамбулой. Вопрос о фактах, как любой другой, может быть воспринят как оценочная характеристика респондента, поэтому целесообразно в некоторых случаях задавать его в такой форме, которая несколько ослабляет его оценочный характер. Например: “Одни люди ежедневно убирают квартиру, другие делают это от случая к случаю. Как чаще всего поступаете Вы?” Содержащееся в преамбуле к вопросу указание на то, что далеко не все люди поступают так, как, кажется, принято позволяет респонденту более свободно рассказать о своем поведении. 6. Вопросы- таблицы очень удобны для исследователя. Это трудные вопросы, при которых респонденту приходится прилагать ряд усилий для ответа на них. В таких вопросах речь идет о вещах, ответить на которые можно лишь тогда, когда используются знания и умственные способности респондентов. После таких вопросов желательно переходить к более простым.
Социологическое исследованиеСОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
МЕТОД СБОРА ИНФОРМАЦИИ
1. ОПРОСНЫЙИНТЕРВЬЮ
АНКЕТИРОВАНИЕ
2. НЕОПРОСНЫЙ
НАБЛЮДЕНИЕ
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
ЭКСПИРЕМЕНТ
Социологический опрос
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСМетодДостоинства
Недостатки
По почте
Может
проводиться
малой
группой исследователей. Низкая стоимость. Легкость организации. Отсутствует влияние со стороны интервьюера. Могут быть использованы
иллюстрации.
Возможна однобокость, обусловленная малым числом ответов. Невозможность
уточнить
вопросы.
Невозможность пояснений и объяснений. Низкое качество ответов на
открытые вопросы.
По телефону
Низкая стоимость. Полевые исследования
могутбытьзавершены
достаточно быстро. Пригоден для сбора
как фактических данных, так и
данных, характеризующих вопросы
отношений.
Централизованный
контроль.
Ограничен респондентами, имеющими телефон. Не могут быть показаны вопросник и иллюстрации.
Трудно поддерживать интерес более
15-20
минут.
Трудно
задавать
сложныевопросы.
Личное интервью
Глубина опроса. Возможность демонстрировать продукт. Возможность
приковывать внимание респондента в
течение долгого времени. Возможность
слушать живую речь.
Высокая стоимость. Сложно проверить степень влияния интервьюера
на респондентов. Интервью может
быть прервано. Требуется большая
команда интервьюеров.Интервью - это метод получения
необходимой информации путем
непосредственной
целенаправленной беседы.
ИНТЕРВЬЮ
ФОРМАЛИЗОВАННОЕ(СТАНДАРТИЗОВАННОЕ)
ПОЛУФОРМАЛИЗОВАННОЕ(ПОЛУ
СТАНДАРТИЗОВАННОЕ)
НЕФОРМАЛИЗОВАННОЕ(ОТКРЫТО
Е, НЕСТРУКТУРИРОВАННОЕ)
ИНТЕРВЬЮ
Строение интервью
СТРОЕНИЕ ИНТЕРВЬЮВСТУПЛЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Как провести интервью?
КАК ПРОВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ?СПЛАНИРОВАТЬ ПРОЦЕСС:
Подготовить набор тем для обсуждения
Выстроить последовательность
При необходимости уточнить подтемы, декомпозировать
Зафиксировать основные вопросы
При необходимости, подготовить уточняющие вопросы
ПРОВЕСТИ, НЕ ЗАБЫВАЯ ПРО ПРОТОКОЛ(видео, диктофон, записи в
блокноте)
ОБРАБОТАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРОВЕДЕНИЕ
Вводная фаза–Представление
–Цели интервью
–Разогрев
Побуждающая фаза
–Обозначение проблем
«Тело» интервью
–Вопросы в порядке, определенном планом
Закрывающая фаза
–Суммирование полученной информации
–Уточнение покрытия («всели обговорили?»СОВЕТЫ
Избегать намеков на оценку(не «нравит
ся ли вам этотэкран», а «что вы думаете
об этом экране»).
Быть готовым объяснить каждый вопрос.
Быть свободным от допущений и
предположений.
Фокусировать человека на
его личном опыте.
Почаще спрашивать «почему»
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Виды социологического исследования План урока:понятие и этапы социологического исследования;виды исследований. Эпиграф урока «Всякое начало трудно,- это истина справедлива для каждой науки» К.Маркс«Нельзя ничего сказать о глубине лужи, пока не попадешь в нее» Закон Миллера I. Понятие социологического исследования (СИ) Это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных целью получить достоверные данные об обследуемом объекте для их последующего использования в практике социального управления. (Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.- М.: Библионика, 2008.) Этапы СИ Постановка цели и задач СИРазработка подхода к решению проблемы (формулировка вопросов и гипотез)Разработка проекта СИ (подробное описание процедур, необходимых для получения информации)Сбор данных (полевое исследование)Подготовка и анализ данных (редактирование, кодирование и преобразование данных, проверка на точность)Подготовка и представление отчета (освещение всего процесса СИ, презентация полученных результатов) По степени сложности эмпирического анализа пилотажное (зондажное,разведывательное) описательное аналитическое экспресс-опрос эксперимент II. Виды СИ
По методу сбора информации опрос наблюдение анализ документов анкетирование интервьюиро-вание массовый специализиро-ванный Виды СИ По характеру исследования Точечное(разовое) повторное лонгитюдное трендовое панельное когортные тренды исторические тренды Виды СИ По масштабу Международ-ные Общенацио-нальные региональные отраслевые локальные Виды СИ 7.Определенная возрастная группа, которая остается постоянной во время исследований Ж) Лонгитюдное исследование 6.Повторное СИ, в котором объект исследования изучается по мере достижения им определенной стадии развития Е) когорта 5.Исследование одних и тех же лиц через одинаковые временные интервалы Д) Пилотажное исследование 4.Участники массовых опросов Г) Панельное исследование 3.Пробное исследование, предваряющее основное исследование и предназначенное для проверки качества подготовки СИ. В) наблюдение 2.Методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной соц. информации Б) респонденты 1.Целенаправленное, систематизированное непосредственное восприятие и регистрация явлений, фактов, подвергающихся контролю и проверке А) Социологическийинструментарий Проверьте себя! Правильный ответ: А2;Б4;В1;Г5;Д3;Е7;Ж6 Домашнее задание:выучить определения основных понятий урока;знать основные виды СИ;сформировать творческие группы для работы над проектами СИ